Многие водители уверены, что вовремя проводить техническое обслуживание не обязательно. Вряд-ли кто-то на подержанной иномарке будет ездить на станцию техобслуживания и проводить техосмотр генератора. Постараемся развенчать этот миф.
Обычно своевременное техобслуживание вовремя проводят владельцы новых автомобилей. Чаще всего обслуживание генераторов выполняют, когда слышат посторонний шум из-под капота, или в поведении машины что-то не нравится.
Разберем, как обслуживать генераторы правильно, чтобы они меньше выходили из строя.
Обязательные правила, обеспечивающие сохранность генератора
Эксплуатация генераторов нуждается в соблюдении правил, которые касаются в первую очередь электронных элементов. Это означает нельзя допускать следующие вещи:
1. Кратковременное отключение работающего генератора от аккумулятора приводит к неисправностям элементов регулятора напряжения.
2. Возникновение обратной полярности – бортовую электросеть присоединять к другим источникам напряжения как плюс к «массе» не допускается. Такое возможно при запуске двигателя от другого аккумулятора.
3. Не допускается проверять схему генератора с подключением повышенного напряжения более 14 В.
4. Сварочные работы, которые проводятся на автомобиле, должны проводиться после присоединения клеммы «масса» сварочного аппарата к свариваемой деталью. Провода, которые идут к генератору и регулятору напряжения, необходимо отсоединить.
Рекомендации по обслуживанию генераторов иномарок
Перед выездом автомобиля рекомендуется выполнить несколько простых действий:
• Зажигание включено, но двигатель не заведен – проверьте индикатор рабочего состояния. Он должен загореться, при запуске двигателя лампа гаснет
• Проверьте бортовой компьютер или указатель напряжения, если есть, при средней частоте вращения вала двигателя напряжение должно быть не менее 13,5 и не более 15 В.
• Проверяйте ремень привода каждые 15 – 20 тыс. километров. Если крепление генератора традиционное и клиновой ремень – натяг должен быть, чтобы прогиб ветки при сильном нажатии большим пальцем был не более 10 мм.
• Проверьте надежность крепления генератора и отходящих проводов.
• Необходимо периодически очищать поверхность генератора от пыли грязи.
• Щетки проверяются первично через каждые 50 – 60 тыс. километров пробега, затем износ проверяется повторно через 25 – 30 км. Вместе со щетками проверяются контактные кольца и подшипники. Многие модели машин позволяют проверить щетки без снятия генератора с крепления. Щеткодержатель в такой конструкции находится рядом с регулятором напряжения, снаружи. Важно помнить: щетки проверяются при отключенном аккумуляторе.
• Состояние подшипников можно проверить, прокрутив ротор генератора от руки. Не забудьте отсоединить щетки и приводной ремень.
Эксплуатация генератора Hyundai Porter
Рассмотрим эксплуатацию и обслуживание генератора на примере автомобиля Хендай Портер.
В конструкции Хендай Портер используют три типа генераторов. Это Bosch, Valeo, Delco.
Основные поломки генератора происходят по причине жесткой и безалаберной эксплуатации автомобиля. Владельцы стараются выжать из грузовика максимум отдачи. Причины выхода из строя генератора:
1. Большая нагрузка, которую получает генератор, приходится на подшипники от шкива, срок службы подшипников при интенсивной эксплуатации – 2-3 года
2. Нагрузка, испытываемая грузовиком, заставляет чаще проверять натяжение приводного ремня. Следствие плохой натяжки – невыработка полной мощности и преждевременный выход подшипников из строя.
3. Рекомендуется вместе с проверкой ремня проверять крепление генератора, слабо закрепленный генератор приводит к износу приводного ремня.
4. Перегрузка генератора – не рекомендуется устанавливать дополнительное нагрузки, потребляющие много электроэнергии.
5. Повышенная влажность приводит к коррозии или короткому замыканию
Например, конструкция генераторов Bosch для Хендая рассчитана на сохранение работоспособности на 150 тыс. км пробега автомобиля.
Хендай Портер – это рабочий минигрузовой автомобиль, который испытывает значительные нагрузки при большом пробеге.
Зачастую его эксплуатация происходит в тяжелых условиях, влажность и колебания окружающей температуры влияют на состояние генератора.
Так может произойти растрескивание и отслоение запыленной изоляции на торцах пакета статора, что влечет к отказу генератора и замыканию на «массу» обмотки статора. Таким образом, эксплуатационное техническое обслуживание генератора подразумевает проверку обмотки статора генератора на целостность изоляции.
Проверяют прибором или контрольной лампой. Величина сопротивления исправной обмотки должна быть в диапазоне 4,5 – 2,6 Ом. Зависит от типа генератора.
Проверка осциллографом выпрямительного блока
При эксплуатации генератора возможны случаи отказа из замыкания диодов или отрыва диодов. Неисправность может появится из-за неправильной полярности подключения внешнего источника при запуске двигателя.
Проверить можно осциллографом, не снимая генератор с машины. Осциллограф подключается к контакту генератора на провод обмотки возбуждения

Рис. Осциллограмма исправного генератора

Рис. Осциллограмма с выпрямительного блока с неисправным диодом или цепью диодного моста. При снятии блока обнаружили из-за большой нагрузки грелись плохие контакты клемм блока с клеммами статора, сгорела дорожка между диодами. Лампа зарядки аккумулятора на приборной панели горит очень ярко.
Другой генератор для Хендай Портер – это агрегат фирмы Valeo. В сравнении с генераторами Bosch, генераторы Valeo оборудованы выпрямительным блоком, размещенным на наружном торце крышки со стороны контактных колец и закрывается пластмассовым корпусом, что обеспечивает доступ к выпрямителю без снятия.
Таким образом мы разобрали советы по эксплуатации грузового автомобиля на примере Хендай Портер, которые подойдут к любой существующей иномарке.
Наша цель была показать, как проводят техническое обслуживание иномарок в специализированных автомастерских компании Stаrt-Motors. Наша цель была показать, что проводить техническое обслуживание необходимо вовремя, а не тогда кода будет поздно.
Свои услуги мы предлагаем частным и корпоративным клиентам.